+7(495) 939-44-06/05 dekan.hsscm@org.msu.ru
Есть бюджетные места
Подготовительные курсы
для поступающих на «Продюсерство» 2025

Поздравляем Владимира Васильева с Юбилеем!

18.04.2025

Поздравляем Владимира Васильева с Юбилеем!

Поздравляем Владимира Васильева с Юбилеем!

Владимир Васильев: балет, театр, живопись, поэзия — стихии одной творческой Вселенной. К 85-летию гения.

18 апреля выдающемуся танцовщику, хореографу, режиссёру, художнику и поэту Владимиру Викторовичу Васильеву исполняется 85 лет. Его имя прочно вписано в мировую историю сценического искусства. Он изменил представление о мужском танце, расширил возможности балетного языка, создал десятки хореографических и режиссёрских работ, заново осмыслил сценографию и художественное оформление спектаклей. Васильев — фигура, объединившая в себе разные жанры искусства, и его творчество продолжает оказывать влияние на новые поколения. К юбилею приурочен ряд значимых культурных событий, в которых отражается многообразие его творческой личности: премьеры новых постановок балетов, крупная художественная выставка.

Владимир Викторович Васильев — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР, обладатель орденов Ленина, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, французского ордена «За заслуги» и других международных наград. Он является почётным профессором МГУ, профессором ГИТИСа, действительным членом Международной академии творчества и Российской академии художеств. Васильев — автор десятков хореографических постановок, режиссёрских работ, фильмов-балетов, более 30 персональных художественных выставок и ряда литературных произведений. Его вклад в искусство уникален по масштабу, стилевой широте и влиянию на развитие сценического мышления в балете и театре. Его творчество охватывает четыре самостоятельные, но связанные между собой стихии — балет, театр, живопись и поэзию.

Творческий путь Владимира Васильева начался в Большом театре, где он более тридцати лет был ведущим солистом. Выпускник Московского академического хореографического училища (1958) и ГИТИСа (1982, балетмейстер-постановщик), он с самого начала сочетал в себе мощную танцевальную технику и глубокое сценическое мышление.

В Большом театре Васильев подготовил свои первые партии под руководством Алексея Ермолаева и Галины Улановой. Он был первым исполнителем Иванушки в «Коньке-Горбунке» Родиона Щедрина, танцевал в «Шопениане» с Улановой, исполнял главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Иване Грозном». Особое место в его репертуаре заняла партия Спартака в одноимённом балете Арама Хачатуряна. Именно этот образ стал символическим для всей его сценической судьбы.

Актриса Александра Захарова (дочь Марка Захарова) вспоминала: «Одно из самых сильных впечатлений — Владимир Васильев в главной партии в балете „Спартак“ на сцене Большого театра. В его танце отсутствовало земное притяжение. Казалось, он взлетает и зависает в воздухе на какое-то мгновение».

Оценка творчества Васильева на международной арене была высокой ещё в 1960-х годах: Парижская академия танца признала его лучшим танцовщиком мира. Народный артист России Николай Цискаридзе подчёркивает: «Имя Владимира Васильева, конечно, стоит особняком в истории XX века, потому что именно этот уникальный танцовщик изменил во многом эстетику восприятия мужского танца миллионами людей на планете».

Особая выразительность и мощь танца Васильева раскрывались особенно ярко в тандеме с Екатериной Максимовой — его сценическим и жизненным партнёром. Их дуэт стал уникальным явлением в истории балета. В истории искусства бывают союзы, значение которых выходит далеко за рамки сцены. Именно таким стал творческий и жизненный дуэт Владимира Васильева и Екатерины Максимовой — не просто партнёров, а соавторов, со-творцов, две ярчайшие личности. В их взаимодействии было всё: и тончайшее взаимопонимание, и стремление к сверхзадаче, и эмоциональная точность, превращающая танец в драматургию. В их дуэте рождалась не просто хореография — рождалась форма сценического мышления. Они, как писали исследователи, не исполняли, а переживали; не демонстрировали, а создавали новую художественную реальность — по-настоящему глубокую, живую, одухотворённую. Васильев и Максимова не только достигли вершины исполнительского мастерства — они доказали, что подлинный творческий союз способен менять саму природу сценического искусства.

Именно это глубинное сценическое мышление Васильева стало основой его хореографической и режиссёрской работы, начавшейся уже в начале 1970-х годов. Он активно работать как балетмейстер. Его хореографический дебют «Икар» на музыку Сергея Слонимского был представлен на сцене Кремлёвского дворца. В Большом театре он поставил «Макбет» Кирилла Молчанова, «Балда» Дмитрия Шостаковича, «Лебединое озеро» Чайковского. Постепенно балет для него превращается в более широкую форму театрального высказывания.

Особое место в его режиссёрской работе занимает сотрудничество с драматическим театром. В 1980 году он работал над хореографией в спектакле «Юнона и Авось» Марка Захарова. Александра Захарова вспоминает: «Мой отец говорил, что Васильев — истинный хореограф с мощным и ярко выраженным режиссёрским, а может быть, философским мышлением. Васильев сделал так, что хореография перетекала в действие, в драму, в музыку, не делая чёткой границы».

Режиссёрское мышление Васильева проявлялось и в его работах для телевидения: «Анюта» (1982), «Дом у дороги» (1984), «Фуэте» — художественный фильм о буднях балетной профессии, в котором он исполнил главную роль. Хореография здесь становится способом анализа сценического действия, где пластика, музыка, сценография и монтаж образуют единую систему.

Для Владимира Васильева танец никогда не был просто формой — он становился языком, полным внутреннего содержания и драматургической силы. От партии к партии, от сцены к сцене, он шаг за шагом расширял границы балета.

Постепенное расширение театрального языка в работах Владимира Васильева закономерно привело к обращению к визуальному образу не только как к средству оформления сцены, но и как к самостоятельной сфере художественного высказывания. В 1970–1980-х годах Васильев начал оформлять собственные балеты как художник, совмещая функции хореографа и сценографа. Этот шаг не был экспериментом, а выражением глубинной потребности: сценический образ требовал точного визуального воплощения, внутренне связанного с движением, ритмом и музыкальной формой спектакля.

Он оформил такие постановки, как «Дон Кихот», «Икар», «Макбет», «Франческа да Римини», «Красный мак», «Дом у дороги», «Жизель», «Щелкунчик», «Рахманинов», а также хореографические вечера, посвящённые прозе А. Платонова, В. Астафьева, Н. Гоголя, В. Шукшина, Л. Толстого. Работа над визуальным образом спектакля опиралась на его собственные живописные практики, сформировавшиеся вне академической школы — в мастерских художников, в музеях и в постоянном самостоятельном труде.

Живопись вошла в жизнь Васильева не как хобби, а как третья стихия, развивавшаяся параллельно с балетом и театром. За последние двадцать пять лет она заняла важнейшее место в его творчестве. Работы выполнены в технике акварели, пастели и масла. Внимание к нюансам света, сезонности, пространству и настроению отличает его визуальный язык. В пейзажах Васильева нет декоративности — они связаны с реальным переживанием места и состояния. Это не воспроизведение, а взгляд, насыщенный эмоциональной точностью.

Академик Ирина Антонова, президент ГМИИ имени А. С. Пушкина, писала: «Владимир Васильев — художник, настоящий художник. Он владеет тем, что мы называем "вторым призванием". В его живописи и акварели — искренность, умение дойти до глубокого выражения себя. Он пишет в основном пейзажи. И, чаще всего, это пейзажи русского леса, русской равнины, русского поля. В них я вижу своеобразный автопортрет художника». В живописи, как и в театре, Васильев мыслит композиционно. Он строит пространство кадра или сцены не как художник-декоратор, а как режиссёр. Его акварели — это не иллюстрации, а эпизоды внутреннего спектакля, в котором живёт свет, линия, пауза. Эта форма мышления делает его визуальный язык понятным и сцене, и зрителю выставочного зала.

Живописные работы экспонировались на более чем тридцати персональных выставках в России и за рубежом.

Живопись Васильева тесно связана и с его поэтическим творчеством – четвёртой стихией. Сборники стихов «Цепочка дней» (2001), «Между Да или Нет» (2015), «До и После» (2020), а также сборник рассказов «Картинки памяти» (2010) продолжают ту же линию авторского наблюдения, вдумчивого отношения к миру, внутренней тишины и визуальной ассоциативности. В них — та же прозрачная эмоциональность, что и в его пейзажах.

Свой юбилей Владимир Васильев отмечает грандиозным творческим событием - премьерой «Лебединого озера» на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани. Постановка осуществляется в хореографии и сценическом оформлении самого Владимира Васильева. Он выступает также автором либретто — по мотивам сценария Владимира Бегичева, Василия Гельцера и Модеста Чайковского. «Музыка для меня всегда была основой выражения чувств на балетной сцене», — подчёркивает Васильев. В оформлении спектакля будут использованы живописные работы мастера, созданные специально для этой постановки.

Сразу после премьерных показов в Казани спектакль будет представлен 22 апреля на Исторической сцене Большого театра России в Москве.

Так же в Москве, с 25 апреля по 25 мая 2025 года, в Галерее Российской академии художеств состоится персональная выставка Васильева. Свыше 100 работ, выполненных в акварели, пастели и масле, а также архивные материалы, связанные с его театральной деятельностью, будут представлены столичной публике. Большая часть произведений создана в последние десятилетия, когда живопись стала неотъемлемой частью его жизни.

Таким образом, 85-летие Владимира Васильева — это не просто юбилей великого мастера, это праздник для всего искусства. Его творческая Вселенная продолжает расти, наполняясь новыми постановками, картинами, текстами и идеями. Сегодня мы не просто чествуем прошлое — мы поздравляем художника настоящего, который остаётся в диалоге со временем, зрителем и сценой. С глубокой благодарностью — за вдохновение, за открытия, за красоту.

Наверх
© Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) МГУ • 2025
+7(495) 939-44-06/05 dekan.hsscm@org.msu.ru