+7(495) 939-44-06/05 dekan.hsscm@org.msu.ru
Есть бюджетные места
Подготовительные курсы
для поступающих на «Продюсерство» 2024

Культурная политика - стратегический вектор Азербайджанской дипломатии

20.11.2013

Встреча с представителем министерства культуры Азербайджанской республики Асифом Усубалиевым

Хочу сразу отметить, чрезвычайно радует то обстоятельство, что сам термин «культурная политика» сегодня достаточно востребован. О значимости и потенциале данного направления сегодня говорят практически все, будь то государственные деятели, депутаты, политики, ученые, активная часть общественности или журналисты. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что культурная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики в целом. Расширение применения культурных механизмов в достижении каких-либо внешнеполитических целей говорит об адекватном оценивании перспектив и потенциала культурной политики. Более того, можно констатировать, что на политическом уровне произошел отказ от атрибутивного понимания культуры в пользу представления ее как действенного механизма социальной стабилизации, идейной консолидации и обеспечения гаранта национальной идентичности - во внутренней политике; и культуры как неотъемлемого инструментария формирования международного имиджа страны - во внешней политике. Это событие эволюционного характера. Политическая история ряда высокоразвитых стран говорит о том, что отказ от атрибутивного восприятия культуры, неизбежно отразиться на развитии не только данной сферы, но и на многих других направлениях государственной политики. Именно поэтому, в скором будущем мы можем стать свидетелями функционального тандема культурной политики с рядом иных сфер политической системы страны.

В мировом масштабе значимость культуры в достижении внешнеполитических целей давно уже не вызывает сомнений, а актуальность применения культурных механизмов в политической активности набирает обороты. Собственно говоря, самым лучшим доказательством сказанному может стать реальный пример успешного применения культуры в достижении внешнеполитических целей. В данном контексте позволю себе повториться и процитировать всемирно известного американского политического стратега Збигнева Бжезинского: "Ощущаемая во всем мире притягательность многоликой и часто незатейливой американской культуры придает Америке не имеющий аналогов политический вес глобального масштаба" (книга "Выбор - мировое господство или глобальное лидерство"); "Одним из основных составляющих успеха в становлении США мировой сверхдержавой являлась культурная политика администрации Белого дома" (книга "Великая шахматная доска"). Данные слова настолько очевидны и практически доказуемы, что их можно оставить без комментариев.

Вот почему, сегодня в период мировой гегемонии процессов глобализации непонимание значимости культурной политики есть вероятность появления завтра достаточно реальных угроз сохранению культурной идентичности конкретной нации. Данный вопрос имеет непосредственную связь с целостностью системы обеспечения национальной безопасности страны. Только этого факта уже достаточно, чтобы оценить всю значимость культурной политики. Кроме того, культурной политике принадлежит огромная роль и в продвижении принципов национальной идеи, которая будучи фактором консолидации и идеологической основой развития страны, является также политико-идеологической парадигмой развития всех существующих в мире государств.

Безусловно, знаковым событием в культурной политике минувшего года является Всемирный Форум Межкультурного Диалога (Баку, 7-9 апреля). Именно это мероприятие определяет перспективную значимость культурной политики для Азербайджана. Инициирование и факт проведения такого мероприятия можно и даже нужно расценивать как очевидное свидетельство того, что Азербайджан закладывает фундамент новых глобальных тенденций в международных отношениях. Приверженность принципам межкультурного диалога может стать условием мирного сосуществования государств и наций мира. Напротив – отсутствие диалога может означать отсутствие понимания и возможность тотальному распространению этнических, религиозных, культурных и иных социально-политических конфронтаций.

Проанализировав слова Президента страны господина Ильхама Алиева, сказанные им во время Всемирного Форума Межкультурного Диалога, мы можем говорить о том, что толерантность и мультикультурализм являются неотъемлемыми характеристиками национальной политики Азербайджана. Обозначив межкультурный диалог и мультикультурализм в качестве политико-идеологической ценности современной системы международных отношений, господин Президент на самом деле выступил против конфронтационных тенденций, локализации и разобщенности мира. В своей речи глава государства призвал международную общественность к поиску конкретных механизмов осуществления межкультурного диалога и обособлению значимости принципов толерантности в системе международных отношений. При этом указав на то, что Азербайджан может стать уникальным примером, некой универсальной моделью толерантности и межкультурного диалога. Страна, у которой пропаганда принципов межкультурного диалога является одним из основных и принципиальных направлений ее внешней политики, которая при этом находиться на стыке Востока и Запада имеет все объективные предпосылки для закрепления за собой статуса мирового центра межкультурного диалога.

Политика призыва к диалогу культур, терпимости и международному уважению культурных ценностей должна быть приоритетным направлением деятельности всех международных организаций. На фоне нарастающих тенденций этнической, религиозной, идеологической и ценностной разобщенности мира, система международных отношений буквально нуждается в гуманитарных импульсах интеграционного характера. Тем самым, межкультурный диалог становиться политико-идеологической ценностью современного мира. Подобными инициативами Азербайджан представляет миру новый ценностный формат или некий дипломатический механизм международных отношений, который может стать началом качественно новой эпохи доверительных отношений между странами, регионами и культурными цивилизациями. Вот почему без колебаний можно утверждать, что подобного рода глобальные инициативы заложили основу таким дипломатическим победам как избрание Азербайджана в Совет Безопасности ООН. Данное обстоятельство вновь свидетельствует о необъятном потенциале и перспективности культурной политики и ее производной - культурной дипломатии.

Наверх
© Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) МГУ • 2024
+7(495) 939-44-06/05 dekan.hsscm@org.msu.ru