Открытие выставки в Пушкинском музее, в котором приняли участие студенты факультета
23.09.2014
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открылась выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», подготовленная в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России. Ранее в музее прошли масштабные выставки произведений Уильяма Тёрнера и Уильяма Блейка. В прошлом году большим успехом у публики пользовалась экспозиция «Прерафаэлиты: викторианский авангард». Новый кураторский проект музея посвящен двум ярким представителям английского «эстетического движения», взгляды и творчество которых олицетворяли наступление эпохи модерна.
В России имена Уайльда и Бердслея стали популярны в начале ХХ века. Почитателями, переводчиками и последователями Уайльда были Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Николай Гумилев и др. Большая роль в популяризации творчества Бердслея принадлежала литературно-художественным журналам Серебряного века «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».
На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представлены оригинальные рисунки Бердслея, а также ранние оттиски его гравюр из собраний лондонских музеев.Всего на выставке показано более 150 произведений из британских и российских музеев, среди которых Национальная портретная галерея, Лондон, Британская библиотека, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей Государственного Большого театра России, частные собрания.
Обри Бердслей, посвятивший свое творчество книжной иллюстрации, создал неповторимый художественный язык. На выставке представлены его иллюстрации к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», комедии Аристофана «Лисистрата», трагедии Шекспира «Гамлет», а также карикатуры.
Особый раздел выставки – иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда «Саломея» (1891), которая стала главным связующим звеном между Уайльдом и Бердслеем. Необычные графические образы Бердслея, сопровождавшие текст первого английского издания, принесли книге всемирную известность. В иллюстрациях к этому произведению нашли воплощение главные составляющие стиля Бердслея: острота карикатуры, чувственность, увлечение японским искусством. Именно в них появляется мотив павлиньих перьев, часто используемый британскими эстетами и известный Бердслею благодаря «Павлиньей комнате» Джеймса Уистлера. На выставке представлена знаменитая «Павлинья юбка» Бердслея и другие работы, содержащие вариации этой темы.
В организации проведения открытия выставки в качестве стажеров участвовали студенты 1-го и 2-го курсов Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ имени М.В.Ломоносова. Магистранты факультета смогли посетить открытие выставки в качестве зрителей.
Из впечатлений наших магистрантов и студентов о выставке
В уже подходящий к своему завершению год перекрестной культуры России и Великобритании музей впервые собрал под одной крышей множество работ Обри Бердслея, а также его последователей. Это замечательная и интереснейшая выставка, очень камерная и трогательная, душевная и откровенная. Карикатурный жанр, в котором нашел себя Бердслей, предстал передо мной в совершенно новом свете, настолько талантлив этот человек - он смог передать в небольших рисунках то, что драматурги описывали на сотнях страниц. Саркастические и трагические рисунки заставляют улыбаться и грустить, возмущаться и восхищаться, но только не оставляют равнодушными.
Петренко Марина, магистрантка 2-го года обучения Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета).
22 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие выставки «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая проходит в рамках Года культуры России и Великобритании.
Нам, студентам 1 и 2 курса, посчастливилось не только побывать, но и поработать на этом мероприятии. Задачи у всех были разные, но самая главная и общая состояла в том, чтобы создать хорошее настроение всем гостям, пришедшим провести вечер в музее и насладиться искусством. Это было не легко, но, в то же время, очень интересно.
Церемонию открыл торжественной речью министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский. Также на ней присутствовал и выступил Пол де Куинси, глава Британского совета, который многое сделал для открытия этой выставки в России.
Это мероприятие очень масштабное: во-первых, наличие и проведение подобных выставок очень важно, ведь 2014 год- это год культуры; во-вторых, Оскар Уайльд – известная и многими любимая личность, которая сыграла огромную роль в литературе; в-третьих, для россиян впервые представлены работы Обри Бердслея – это уникально.
Для многих из нас это первый опыт работы. Стажировка была напрямую связана с нашей будущей профессией и сферой деятельности, поэтому каждому из нас необходимо было проявить себя c лучшей стороны. Мы гордимся участием в подобных мероприятиях, являясь, таким образом, небольшой, но важной составляющей культурной жизни нашей страны.
Шутова Анастасия, студентка 2-го курса (специальность "Продюсерство") Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета).
22 сентября 2014 года ГМИИ им. Пушкина открыл новый сезон презентацией выставки "Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России" в рамках перекрестного российско-британского года культуры. Мы же впервые переступили порог с детства знакомого музея не в качестве посетителей, представляли принимающую сторону.
Нам доверили встречу, вручение приветственного подарка, сопровождение и проводы почетных гостей. Такую работу сложно назвать волонтерской, так как культурные государственные учреждения стараются привлекать к такой работе только "посвященных" людей, хотя желающих, естественно, намного больше (кстати,с международным волонтерским движением можно познакомиться в социальной сети VOLLIFE). Нас, скорее, можно считать стажерами. Работа не оплачивается, но дает возможность получить опыт в новой сфере деятельности, приобрести знания и умения, наладить личные контакты, а, зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно получить оплачиваемую работу.
На презентациях в качестве гостей все мы бывали много раз. Пройдя предварительный инструктаж и распределение обязанностей, готовились к мероприятию как к празднику (следует отметить замечательный внешний облик наших студентов!). А теперь поделюсь впечатлениями.
Что может быть милее прекрасной юной цветочницы в итальянском дворике? Как мило и приятно предлагать гостям трогательный подарок - бутоньерку в стиле Уайльда! Да вот только с цветами возникло много проблем: булавки бутоньерок ломались прямо на наших глазах в руках гостей, а большого запаса не было(приглашенных оказалось больше запланированного). Было обидно до слез, что я оказалась "недотепой", не сумевшей с первой и даже второй попытки помочь прикрепить гвоздику Ирине Александровне Антоновой, большую часть жизни посвящающую себя музею и так похожей на настоящую королеву!
Знаю, что проблемы возникли у встречающей гостей Сони Шендеревой: многие желанные посетители не имели приглашений. В результате пришлось (при всех стараниях сгладить затруднительную ситуацию) пережить несколько неловких моментов.
Несмотря на занятость, нам повезло услышать фрагменты из "Саломеи" Штраусса в великолепном исполнении Анны Неробеевой.
Главное - осталось 15 драгоценных минут для знакомства с удивительной интеллектуально-чувственной выставкой. Творческая идея Зинаиды Бонами актуальна для сегодняшней России: искусство пронизано литературным стержнем. Низкий поклон кураторам выставки и Полу де Куинси,главе Британского совета в России, преодолевшему возможные препятствия в связи с санкциями.
Важно то, что тема проекта показывает взаимосвязь наших культур в прошлом и подтверждает неугасающий интерес в настоящем независимо от политической ситуации в мире. Самое интересное - мы "прикоснулись" к экспонатам в числе первых посетителей. Весь оставшийся вечер провела в интернете, рассматривая гравюры Бердслея и перечитывая цитаты-афоризмы Уайльда. Все хорошо, что хорошо заканчивается. Мы очень старались. Если были недочеты - не ошибается тот, кто ничего не делает. Кстати, Уайльду принадлежит высказывание: "Опыт - это имя, который каждый дает своим ошибкам."
Какие выводы я сделала после того, как улеглись эмоции?
- Полезен любой опыт в любой деятельности.
- Для выбранной профессии важен личный, пусть даже мимолетный контакт со статусными людьми искусства и бизнеса. Еще раз убедилась: чем значимее достижения человека в любой сфере, тем он доступнее в общении.
- Сразу стала очевидной полезность занятий по менеджменту.
В ситуации с цветами вспомнился эксперимент Ли Якокки с яйцами - успешный, но не безупречный,- с логичным выводом о необходимости тренинга или мастеркласса при публичных выступлениях.
В целом прочувствовала значение японской концепции бизнеса,когда на конечную цель ориентированы все сотрудники компании, от простой уборщицы до президента. Гениальный герой выставки Обри Бердслей писал: "Я могу выполнить все, что угодно. Нет ничего, что я не мог бы выполнить". И прожил такую короткую жизнь... Думаю, многие из нас, даже не будучи столь одаренными, при определенных усилиях в единицу времени могут достичь многого. Но мне нравится корпоративность, ей можно научиться, к ней надо стремиться. Корпоративность расширяет пространство деятельности и достижений, особенно если рядом сокурсники.
Всем успехов!
Александра Мищенкова, студентка 2-го курса (специальность "Продюсерство") Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета).