+7(495) 939-44-06/05 hsscm.msu@gmail.com
Есть бюджетные места
Подготовительные курсы
для поступающих на «Продюсерство»,
есть бюджетные места

Студенты факультета прослушали лекцию в Государственной Думе, приуроченную к Году культуры

24.09.2014

23 сентября мы, студенты 2-го и 1-го курсов Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ, посетили лекцию директора Государственного литературного музея Дмитрия Петровича Бака, в рамках цикла публичных лекций, приуроченных к Году культуры, в Государственной Думе Российской Федерации. Приветственным словом мероприятие открыл Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин. Спикер нижней палаты парламента Российской Федерации заметил важность реализации цикла публичных лекций для развития кругозора молодежи, а также эффективности работы всех подразделений Госдумы. С.Е. Нарышкин отметил, что 2015 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом литературы, именно поэтому в данной программе публичных лекций выступает директор Литературного музея.

Д.П. Бак прочел лекцию на тему «Литература в России: краткая предыстория будущего развития». Главное внимание было уделено особенностям бытования литературы и в целом культуры в разные периоды исторического развития. Лектор затронул несколько ключевых проблем: процесс превращения литературной работы в профессиональное занятие, периоды доминирования разных типов представления литературных произведений читателю (журнал, альманах, книга, электронные версии), специфика социальных институтов, регулирующих бытование литературы в разные эпохи (цензура, университеты и школы, музеи, издательства и журналы, творческие союзы). Лично мне лекция Дмитрия Петровича Бака показалась весьма интересной и познавательной. После ее прослушивания, я долго размышляла об эволюции литературы, ее пользе обществу.

Д.П. Бак выделил три основных тезиса. Первый тезис говорит об эволюции литературы как профессиональной сферы деятельности: до книгопечатания литература была доступна лишь церкви, носила богослужебный или летописный характер. С появлением книгопечатания в 16 веке литература приобретает государственное значение, в основном издаются библии, законы, летописания. В 18 веке литература становится светской. Появляются такие имена как М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, которые становятся представителями придворного письма. Главными жанрами этой эпохи (классицизма) являются оды, государственные письма и т.д. Начиная с 19 века, литература профессионализируется. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский - первые профессиональные авторы (первый профессиональный поэт, второй критик). Литература становится отраслью промышленности, произведения - товаром.Писатель официально становится профессией. Профессиональными открытиями этого периода стали В.Ф. Раевский,Н.А. Некрасов, М.Н. Катков, А.С. Суворин. Они первые известные издатели, управленцы, продюсеры, если угодно. Таким образом, подведя итоги Д.П. Бак, говорит, что тенденцию профессионализации литература сохранила до 21 века.

Второй тезис касается эстетического содержания литературы. Д.П. Бак говорит, что с начала своего появления литература стремится нести мораль и нравственность обществу. Литературное произведение будь то закон, библия или роман показывают любому читателю как должно и как не должно быть. Она открывает горизонты, идет дальше и шире бытовой жизни, "открывает третье зрение".

Третий тезис рассматривает системы создания (издания) произведений, по контролю их выпуска, распространения и т.д. Итак, чтобы начать широкую писательскую деятельность в 18 веке, необходимо было быть придворным как В.А.Жуковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин и др. Первым актом предпринимательства в литературе становится издание 1734 году "Библиотеки для чтения". С этого момента, если человек хотел печатать свои произведения, он шел в журнал, так как издавать индивидуальные книги было делом рискованным. В период правления Николая I сложилась целостная система контроля, цензуры. Государь ставит в цензоры не чиновников, а профессоров, специалистов в области литературы, что значительно повышает уровень работы, как со стороны контроля, так и писателей. В период правления Александра II контроль над литературой передается в руки министерства внутренних дел, что ужесточает цензуру. В советский период создается Союз писателей, имеющий важную роль в системе управления и контроля литературного процесса.. Так же всегда существовали институции, контролирующие развитие литературы:университеты, музеи, союзы писателей, журналы, задачи которых знакомство общества, как с отечественной, так и с зарубежной литературой; разработка новых методов ее исследования, планирование преподавания. Эти же задачиставит перед собой Министерство культуры и Министерство образования.

В заключение Д.П. Бак ответил на вопросы слушателей.

Анастасия Сивцова, студентка 2 курса (специальность "Продюсерство") Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета).

Студенты 2-го курса перед лекцией в Государственной Думе

Студенты 2-го курса перед лекцией в Государственной Думе

Наверх
© Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет МГУ) • 2020
+7(495) 939-44-06/05 hsscm.msu@gmail.com