+7(495) 939-44-06/05 dekan.hsscm@org.msu.ru
Есть бюджетные места
Подготовительные курсы
для поступающих на «Продюсерство» 2024

27 мая Высшую школу культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) посетил Давид Яковлевич Смелянский

27.05.2015

27 мая Высшую школу культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) посетил Давид Яковлевич Смелянский

27 мая Высшую школу культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) посетил Давид Яковлевич Смелянский

27 мая Высшую школу культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) посетил именитый продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Дягилевской премии «За возрождение и утверждение профессии продюсера в новой России», кандидат искусствоведения, профессор, генеральный директор Российского государственного театрального агентства, генеральный продюсер Московского театра «Et Cetera», генеральный продюсер Московского театра мюзикла Давид Яковлевич Смелянский. «Дягилев наших дней», по мнению Мстислава Ростроповича (чьим импресарио был Смелянский) организовал гастроли и провел свыше тысячи спектаклей на театральных и концертных сценах в России и за границей.

Давид Яковлевич представил студентам специальности «Продюсерство» документальные фильмы, повествующие о том, как под его руководством в сотрудничестве с Большим театром России готовились два грандиозных оперных проекта «Борис Годунов» и «Псковитянка». Затем Д.Смелянский рассказал учащимся об особенностях профессии продюсера, поделился своим многолетним опытом. Давид «Человек, который хочет стать продюсером, должен знать основы драматургии, основы режиссуры, все то, что составляет актерское мастерство, - отмечает Смелянский. - Почему? Потому что заключая контракт с человеком, вы должны понимать, сколько стоит его труд». Сам Смелянский предпочитает платить актерам процент с проката, поскольку таким образом продюсер позволяет актеру избежать унизительного для него обсуждения вопроса оплаты труда. «Без любви к актеру или человеку, которого ты опекаешь, - говорит Смелянский, - работать невозможно. Актер – это, я бы сказал, энергетически возбуждаемая профессия, именно поэтому продюсеру всегда важно найти по отношению к актеру нужные слова».

По словам Смелянского, работа продюсера на первый взгляд кажется бесконечностью бессмысленных телодвижений, в действительности же данная профессия – это тяжкий труд. «И когда проект представлен зрителям и зал встречает его овациями, ты стоишь в конце зала и понимаешь, кто на самом деле хозяин этого праздника. Поэтому если профессия может дать 5 минут счастья, значит ею надо заниматься», - уверен Смелянский.

Давид Смелянский также ответил на вопросы студентов. Его спрашивали о том, во сколько обходятся масштабные проекты, каким образом находятся и привлекаются спонсоры, с чего начинается работа продюсера, если он приступает к реализации проекта, как происходит взаимодействие с местными властями городов, в которых ведется подготовка проекта (на примере Пскова, в котором, соответственно, и происходило осуществление грандиозного спектакля-оперы «Псковитянка»).

Отвечая на вопрос о том, с чего начинается работа продюсер, Смелянский сказал следующее: «Проектом надо загореться. Хотя иногда, чтобы выносить идею и найти для ее реализации условия, могут понадобиться годы. Сначала задуманный проект может показаться авантюрой, а в итоге он превращается в художественное событие». По словам Смелянского, творческая воля, творческое понимание того, чего именно хочет продюсер – это и есть самый главный двигатель его проекта.

Давид Смелянский посетовал на отсутствие института меценатства в современной России, а также рассказал о сложности реализации билетов на спектакли в связи с установленной отдельными компаниями монополией. Но главной, кульминационной частью лекции стал ответ Смелянского на вопрос: какой совет он мог бы дать начинающему продюсеру. Студенты жаждали узнать, какими качествами должен обладать успешный продюсер. «Продюсер прежде всего должен быть образованным человеком. Это самое главное. И еще важно иметь способность находить контакт с людьми, подбирать ключик к каждому человеку, потому что именно от этого зависит, будет ли реализован проект – будешь ли ты «петь» с людьми в унисон, окажешься ли с ними на одной волне. Когда я начинаю проект, то прихожу в разные структуры. И здесь пришедшему с предложением на объяснения дают три минуты. И в эти три минуты ты должен суметь заинтересовать человека, иначе проекта не будет. Между тем, у Дягилева никогда не было денег, но он всегда их получал, его спонсировали Коко Шанель, Мизиа Серт, благодаря чему мы все знаем о «Русских сезонах», - заключил Давид Смелянский.

Наверх
© Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет) МГУ • 2024
+7(495) 939-44-06/05 dekan.hsscm@org.msu.ru