Магистерская программа "Музейный и галерейный менеджмент": новости
24.04.2017
Сайнс-арт или искусство высоких технологий, классика «старого» московского концептуализма, образцы реди-мейда и стрит-арта, жанры инсталляции и перформанса, гендерная проблематика – очередное практическое занятие прошло в центре современного искусства «Гараж». В рамках курса,на котором магистранты Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ знакомятся с различными музейными концепциями и выставочными проектами, магистранты первого и второго года обучения (программа «Музейный и галерейный менеджмент» и «Менеджмент в культуре») посетили Триеннале российского современного искусства.
В этот раз многие из магистрантов познакомились с искусством, в целом для себя новым – это большой исследовательский проект, направленный на развитие и популяризацию современного российского искусства в масштабах всей страны. Проект позиционируется как филантропический, как и вся деятельность музея в целом.
Если в прошлом сезоне, благодаря политике «Гаража», магистранты знакомились с мировыми именами, такими как Луиз Буржуа, то в этом – с художниками, в основном, российской провинции. И характер взаимодействия музея с подопечными,на этот раз, иной. Кураторы российского триеннале буквально сканировали художественное пространство страны в происках тех, кто, по их мнению, органично чувствует себя в кластере актуального искусства.
Подобная тактика поиска талантов, как показывает триеннале, дает вполне действенный результат.
Во-первых, демонстрируя сам факт существования актуального искусства от Калиниграда до Владивостока, когда все пространство в этих границах, вдруг перестает восприниматься как некая разреженная среда, в которой всё подчиняется некоему центростремительному движению.
Во-вторых, показывая подлинную «живую» альтернативность этой культуры, существующей в многообразии имен, видов, жанров и направлений.
Помимо заявленных долгосрочных перспектив, у проекта есть еще одна характерная особенность, он выходит за границы конкретной выставочной площадки, пролонгируя себя в сети. Мы заметили, что жизнь проекта на сайте музея не менее важна. Это понятно. Современное искусство живой процесс. Оно существует в режиме реального времени. Его нужно и можно наблюдать.
К тому же отобранные кураторами шестьдесят восемь проектов и их авторов, далеко не все их «найденного». Мультимедийная ротация участников в сети – это вполне демократичная процедура расширения границ проекта за пределы только лишь площадки московского «Гаража».
Хотя музей в парке Горького и показывает стабильный приток посетителей (в этот раз нам даже предлагали перенести посещение в будни на утренние часы), жизнь проекта в интернете добавляет ему всероссийский масштаб.
Посещение Триеннале российского современного искусства стало логичным продолжением знакомства с выставками, посвященными искусству второй половины ХХ века – «Оттепелью» в Государственной Третьяковской галерее и «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина.