О посещении Александринского театра магистрантами факультета
8 ноября 2012 г. магистранты посетили старейший театр России, учрежденный указом императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 г. как Русский для представления трагедий и комедий театр.
Мероприятие началось в зале заседаний здания дирекции театра. В выступлении С.И.Юртайкиной, помощника художественного руководителя театра по связям с общественностью, было обращено внимание на особенности менеджмента и PR-деятельности в социокультурной сфере. Магистранты также ознакомились с организационной структурой управления Александринского театра. Н.И.Солохина, заместитель директора по финансово-экономическим и кадровым вопросам, рассказала об источниках финансирования Александринского театра. В выступлении У.Э.Хаджиогло, заместителя директора по организационно-зрительской деятельности, было обращено внимание на специфику рекламной деятельности в театральной сфере в Санкт-Петербурге, которая имеет отличия от подобной деятельности в Москве, а также на организацию и проведение гастролей Александринского театра, сотрудничающего с национальными театрами Финляндии, Польши, Германии, Франции, Италии и др. Ведущий специалист отдела международных связей О.А.Чепурова рассмотрела организационные вопросы фестиваля «Александринский», который проводится с 2006 г. В рамках этого фестиваля театры-партнеры знакомят зрителей со сценическими версиями национальной и мировой классики.
Экскурсию по театральному музею русской драмы, занимающему восемь залов, провела заместитель директора по музейно-выставочной деятельности – Е.Ю.Кравцова. В музее представлены костюмы, эскизы костюмов и театральных декораций. Средствами бутафорского искусства, декорациями и костюмами воссозданы различные исторические эпохи – от Древней Руси до наших дней. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. «Мир русской драмы, – подчеркивается в буклете «Александринский театр сегодня», – предстает в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории».
Особо запомнились костюмы и бутафория по пьесам на гоголевские сюжеты («Ревизор», «Женитьба», «Игроки» и «Мертвые души»). Магистрантам были заданы вопросы о принадлежности костюмов персонажам конкретных спектаклей по произведениям Н.В.Гоголя. А вот поросенок с купеческого стола (без него трудно обойтись в пьесах по произведениям А.Н.Островского) словно сошел с картин Б.Кустодиева. Интересна также история подлинных артефактов эпохи революции и Гражданской войны. В здании театра при ремонте были найдены револьвер и маузер, которые стали использоваться в спектаклях по пьесам, например, Вс.Вишневского.
Вечером магистранты присутствовали на открытой репетиции спектакля «Литургия ZERO» по роману Ф.М.Достоевского «Игрок». На мой взгляд, в сценографии спектакля используются стилистические приемы театра Ежи Гротовского и театра абсурда. Источник на сцене конкретизирует место действия – Баден-Баден, а пронумерованные стулья, которые с помощью довольно сложного механического приспособления то вращаются по кругу, то выдвигаются, – это, конечно же, рулетка как аллюзия на колесо Фортуны.
С 2002 г. художественным руководителем Александринского театра является известный российский режиссер Валерий Фокин. Его видение театра в современном мире подробно освещено в буклетах («Александринский театр сегодня» и «Валерий Фокин в Александринском театре»), которые дирекция театра любезно предоставила в распоряжение магистрантов.
Константин Хромов, магистрант 2-го года обучения Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета).